БТ - Летающие танки



До начала Великой Отечественной войны танки серии БТ были наиболее любимыми машинами танкистов РККА. Как раз об этих быстрых и эффектных машинах поется в популярной песне про танкистов из фильма «Трактористы».
Бэтэшки, как их называли на армейском слэнге, представляли собой непревзойденные для того времени машины – ни одно государство в мире тогда не располагало колесно-гусеничными танками с такими блестящими скоростными характеристиками. И вовсе не случайно после визита своих представителей на прошедшие в 1935 году в Белоруссии и на Украине армейские войсковые учения Великобритания начала разработку крейсерских танков – отправной точкой для принятия решения стали увиденные ими танки БТ, молниеносно прорывающие линию обороны войск условного противника. 
В июле 1928 года Реввоенсовет СССР принял постановление о системе танкового, тракторного, автомобильного и броневого вооружения Красной Армии, которое обозначило пути строительства механизированных войск на следующее десятилетие. При этом самым перспективным направлением вооружения РККА современной боевой техникой признавались заграничные поставки.
Армейская комиссия сначала побывала в ряде европейских стран – Франции, Италии, Великобритании и Чехословакии – а в конце 1930 года отправилась в США. Тут планировалось ознакомиться с легким танком T1E1 производства фирмы Каннингем и провести переговоры о потенциальных поставках.
На месте, однако, стало ясно, что по факту тактико-технические характеристики машин находятся на довольно низком уровне. В дополнение ко всему руководство фирмы выставило неприемлемые финансовые требования, поэтому дальнейшие переговоры были прерваны.
Тогда начальник Управления моторизации и механизации РККА решил ознакомиться с разрекламированными танками рассчитывавшего на военные заказы конструктора Уолтера Кристи. И хотя на испытаниях машина продемонстрировала немыслимую до той поры скорость в 60 км/ч, произвести большое впечатление на комиссию она также не смогла. Связано это с тем, что в те времена задавали тон британская и французская танкостроительные школы, а США как танковая держава тогда не рассматривались. Да и сам танк Кристи просто не соответствовал утвержденной концепции развития советской боевой техники.


Конструктор представляет свой танк

Несмотря на это, было все же решено закупить два лёгких колёсно-гусеничных танка M1931. По всей видимости, данное решение было продиктовано сообщениями о потенциальной закупке этих танков поляками (до середины 30-х годов военная доктрина определяла основным вероятным противником Советского Союза Польшу).
В апреле 1930 года был заключен контракт на поставку общей стоимостью 160 000 долларов США – сумма для того времени очень приличная. Со стороны Уолтера Кристи в сделке участвовала фирма U.S. Wheel Track Layer Corporation, а советскую сторону представляло американо-советское торговое акционерное общество Амторг.
Госдеп США был поставлен в известность фирмой-производителем о продаже советским заказчикам двух танков, после чего Кристи беспрепятственно смог оформить согласие на их экспорт в СССР. Таким образом, красивая легенда о якобы тайном вывозе  из США в Советский Союз американских танков, замаскированных под тракторы,  полностью вымышлена.
В ноябре 1930 года на совещании Реввоенсовета было утверждено решение о начале производства в СССР боевых машин на основе танка Кристи.


ТТХ танков БТ-2

Масса
11,05 т.
Размеры
Длина – 5500 мм.  Ширина – 2230 мм.  Высота – 2174 мм.  Клиренс – 350 мм.
Экипаж
2-3 чел.
Бронезащита
Лоб – 13 мм.  Борт – 13 мм.  Корма – 10 мм.  Днище – 6 мм.  Крыша – 10 мм.  Башня – 13 мм.
Вооружение
Пушка Б-3 калибра 37 мм. 1 пулемет ДТ калибра 7,62 мм.  Боекомплект 92 выстрела
Двигатель
Карбюраторный авиационный - 400 л.с.
Скорость на шоссе
51, км/ч.    На колесах 70 км/ч
Запас хода по шоссе
160 км.      На колесах 200 км.


 Танк Кристи на испытаниях под Москвой.


Танк БТ-2




Танк БТ-2. Картонная модель. Масштаб 1:25

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Рейтинг@Mail.ru