Рождение

Т-18

В сентябрь 1926 г. ознаменован тем, что командование РККА собрало совещание, которое назвали «танковым». Инициаторами проведения выступали руководство ГУВП и орудийно-арсенальный трест (ОАТ). Красной армии нужны были новые боевые машины, поэтому целью совещания поставили разработку требований для производства новых танков.

Участниками совещания был рассмотрен весь арсенал образцов представленных боевых машин. Нужно было отобрать наилучшие варианты и рекомендовать к массовому производству.

Новый танк должен был решать задачи сопровождения пехоты. Машина должна была относится к категории «малая техника». Этим условиям соответствовал танк «Рено», французского производства.

                   


Танк Рено-17F


Танк, действительно, имел типологию «малый». Но, как посчитало большинство военных экспертов, участвовавших в отборе, вес машины был все же большой (превышал 6 т), что не давало возможность перемещать его на грузовиках. К тому же вооружение танка оставляло желать лучшего, ну и подводила скорость и маневренность. Данные недостатки посчитали существенными, и в систему вооружения РККА танк не включили.

Другая машина, которую рассматривали на совещании – это танк «Фиат-3000» итальянского производства. Вес машины был меньше (около 5 т), а скорость передвижения превышала возможности «Рено».

                   

Танк Фиат-3000


Модель «Фиат-3000» стала прототипом советской разработки. Специалисты КБ ОАТ, основываясь на итальянской конструкции, разработали проект новой военной машины. По тем временам технические характеристики нового танка были весьма впечатляющими – это малый вес (до 5 т.), двигатель мощностью 35 л.с. Вооружение танка было пушечно-пулеметным.

Созданный танк получил индекс Т-16. Порадовали разработчиков и военных испытания. По техническим параметрам танк Т-16 превосходил аналоги по весу, размерам, скорости и был значительно дешевле. Несмотря на положительные отзывы, недостатков у новорожденного оказалось гораздо больше, чем ожидалось. Разработчикам было поручено усовершенствование некоторых узлов и агрегатов боевой машины.

Усовершенствованная модель прошла испытания в пригороде Ленинграда, затем отправлена в Москву, где проходила полевые испытания. Сдачу танк успешно прошел. Его назвали «Малым танком сопровождения образца 1927 г. МС-1 (Т-18)».

Поступил заказ на изготовление 108 боевых машин. Танки данной модели Т-18 были выпущены в 1928-29 гг.



ТТХ танка – Т-18 (МС-1) образца 1927 г
Масса

5,30 т.
Размеры

Длинна без “хвоста” – 3,47 м.  Длинна полная – 4,38 м.  Ширина – 1,76 м.  Высота – 2,12 м.
Экипаж

2 чел.
Бронезащита

Лоб – 16 мм.  Борта – 16 мм.  Корма – 16 мм.  Крыша и днище – 8 мм.  Башня – 16 мм.
Вооружение

1 – 37 мм. пушка “Гочкис” или ПС-1.  2 пулемета Федорова калибра 6,5 мм.  Боезапас пушки – 96 выстрелов
Двигатель

4х цилиндровый бензиновый 35 л.с.
Скорость по шоссе

16,4 км/ч
Запас хода по шоссе

100 км.


          
Общий вид танка МС-1 Т-18. Возможно это первый серийный танк в СССР.


                                                                         
 Танк Т-18 Картонная модель. Масштаб 1:25


Т-24

РККА нужен был «маневренный танк». 1927 год стал годом рождения такой модели. Машину обозначили индексом Т-12. Базовым вариантом для нее стал американский танк T1.E1. Американская модель привлекла военных наличием мощного вооружения, которое размещалось в два яруса. На первом размещали 45-мм длинноствольную пушку или гаубицу на 60-мм, на втором уровне устанавливались и три пулемета.

Конструкция танка была примитивной, да и надежным его назвать было трудно. Толщина брони бортов составляла максимум 12 мм, а впереди – не более 22 мм. Механику-водителю досталось место справа, что не совсем удобно при управлении. Но альтернативы не было, поэтому машина стала опытным образцом для опробования конструкторских идей. Пробовали даже трехъярусное вооружение.

Танк разрабатывали с октября 1928 года, ровно год. Но официальной датой принятия модели стал февраль 1930 г. Первые испытания начались 2 апреля, но продолжались меньше часа. Через 2 километра пути по грунтовой дороге «полетела» трансмиссия.

На доработку потребовался почти месяц. Новые испытания проходили при участии прибывшего наркомвоенмора Ворошилова. Результат был впечатляющим: успешное преодоление пересечённой местности, подъёмы под углом (угол составлял 35-36 градусов). Была показана максимальная скорость 30 км/ч и был пройден окоп шириной два метра, вырытый в песчаной почве.

Госкомиссией танк был одобрен. Было поручено доработать модель, увеличив запас хода, а так же исправить проблему с гусеницей и отрегулировать коробку передач.

Эту модель танка не стали выпускать массово, ее доработали, недостатки и проблемы устранили, улучшили. Модернизированный танк получил индекс Т-24.

Т-24 отнесен был к средним танкам. Свою роль «маневренного» танка он мог выполнять хорошо. По заказу с 1930 года было произведено 28 шасси, бронекорпуса в количестве 25 штук, 26 башен. Экономические проблемы страны не позволили продолжить серийное производство. Ситуация усугублялась и таким фактором, как колебания военных в выборе маневренного танка.

Окончательный крест на производстве танка Т-24 поставила выдача задания для разработки проекта танка БТ («Кристи»). Так сделали окончательный выбор в пользу колесно-гусеничной лёгкой модели.
Как себя повел бы в настоящем бою Т-24 не известно, поскольку участником боев ему стать не довелось.



ТТХ танка Т-24 образца 1930 года

Масса
17,8 т.
Размеры
Длинна – 6,5 м.  Ширина – 2,81 м.  Высота – 3,04 м.  Клиренс – 0,5 м.
Экипаж
4 чел.
Бронезащита
Лоб – 20 мм.  Борт – 20 мм.  Корма – 20 мм.  Крыша и днище – 8,5 мм.  Башня – 15 мм.
Вооружение
45 мм пушка образца 1930 г.  4 пулемета Федорова калибра 7,62 мм.
Боезапас 89 выстрелов.
Двигатель
Авиационный М-6.  200 л.с.
Скорость по шоссе
22 км/ч.
Запас хода по шоссе
140 км.


                                      







Комментариев нет :

Отправить комментарий

Рейтинг@Mail.ru