Т-26 – самый массовый довоенный танк



До начала Второй мировой войны и популяризации модели Т-34 самым массовым довоенным танком являлся Т-26. К середине 30-х годов уже существовало 2 модификации данного танка. Так, в 1931 году предприятия советской оборонной промышленности стали впускать версию Т-26 с двумя башнями. Однако уже чрез два года появилась однобашенная модификация.

Двубашенный Т-26


Танковое оснащение предвоенной советской армии состояло большей частью из боевых машин Т-26 с двумя башнями. Разрабатывая данную модель, отечественные конструкторы ориентировались на британский танк «Виккерс», масса которого достигала 6 тонн. Советская разработка, задуманная как модернизированный вариант «британца», изначально стала называться ТММ-1. Отличия от оригинала заключались в измененной конструкции корпуса. Танк оснащался абсолютно другим двигателем, имевшим жидкостное охлаждение и мощность 95 л.с. Силовой агрегат получил название «Геркулес».

Машина оснащалась двумя пулеметам, как у «Виккерса». Устанавливались они в каждой из башен. В дополнение к ним танк получил один советский пулемет ДТ. Его размещали в правой половине корпуса. Танк имел боевую массу почти 8 тонн и броню толщиной до 1,3 см. Аналогичной толщины броня была и у «Виккерса». Скорость танка могла достигать 30 км/ч. Работу машины обеспечивал экипаж из 4-х человек. Всего советская военная промышленность выпустила 10 танков ТММ-1.

Уже осенью 1931 года во время военного парада можно было увидеть танки Т-26. Машины получили более крепкую броню сравнении с ТММ-1. Масса танка возросла на 200 кг.и составила 8,2 тонны. Модель получила другой двигатель, имевший уже воздушное охлаждение. Однако максимальная скорость сохранилась на том же уровне (30 км/x.). На боевые машины Т-26, выпущенные в 1931 году, радиостанции еще не ставились.

Экстерьер первых Т-26 практически полностью был скопирован с английского оригинала. Некоторые отличительные особенности имела только передняя часть корпуса. Гораздо больше отличалось вооружение двух танков. На Т-26 образца 1931 г. ставилась пара пулеметов ДТ. Башни можно было вращать на 240°. Стрельбу можно было производить в одном или двух направлениях. Большие сложности у конструкторов возникли с размещением орудий в башнях танка. Кроме того, военным оказалось сложно стрелять из двух орудий по одной цели. Главный недостаток башен – частые заклинивания. Кроме того, башни часто создавали помехи друг ля друга. Несмотря на все сложности и недостатки конструкции серийное производство первой версии Т-26 завершилось лишь в середине 1933 года. За истекший период заводы выпустили 1626 боевых машин с 2-мя башнями.

Легкий танк Т-26 образца 1931 года форсирует реку

ТТХ Т-26 образца 1931 г.
Масса
8,2 т.
Размеры
Длина – 4620 мм.  Ширина – 2440 мм.  Высота – 2190 мм.
Экипаж
3 чел.
Бронезащита
Лоб, бок, корма – 15 мм. Крыша – 6-10 мм.  Днище – 6 мм.
Вооружение
Два пулемета калибра 7,62 мм.
Двигатель
4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощность 90 л.с.
Скорость по шоссе
30 км/ч.
Запас хода по шоссе
100-140 км.


Однобашенный Т-26


В 1933 году появляется вторая модификация Т-26. Новая версия танка имела одну цилиндрическую башню. Вооружение танк имел такое же, как и боевая машина БТ-7. Танк оснащался пушкой 45 мм.и двумя пулеметами ДТ. Существенно выросла боевая масса модели. Теперь она составляла 9,4 тонны. Новая модификация стала выше на 11 см. Внутри танка можно было разместить боекомплект из 130 снарядов. С конвейера сошло всего 2127 таких машин.

Кроме того, имелась специальная «радийная модификация» модели – танк Т-26РТ с. Данная версия боевой машины имела цилиндрическую башню. В ней размещалась поручневая антенна и радиостанция. Оборудование помещали в нишу башни. Модель отличалась также уменьшенным боекомплектом, который составлял всего 96 снарядов. «Радийных» танков всего было выпущено 3938 единиц. Негативные следствия наличия антенн обнаружились уже в боевых условиях в Испании. Во время боев в районе озера Хасан противник использовал торчащие поручневые антенны как ориентир для артиллерии и огня танков. По этой причине от дальнейшего использования подобных антенн решено было отказаться. Заменили их на штыревые антенны.

Имел Т-26 образца 1933 года еще одну уникальную особенность. Он комплектовался двумя фарами-прожекторами, которые размещались чуть выше пушки. Их наличие позволяло вести огонь по позициям противника даже в темное время суток. До 1935 года бронелисты соединяли методом клепки. Однако теперь для этих целей решено было применять сварку. Модификация 1935 г. также получила несколько уменьшенный боекомплект. В обычной версии Т-26 он составлял всего 122 снаряда. В модификации Т-26РТ – 82 снаряда. В то же время увеличилась емкость топливного бака. Масса машины теперь составляла 9,6 тонн.


В 1937 году танк снова подвергся усовершенствованию. Крышу башни решено было оборудовать зенитным пулеметом. Кроме того, новые модели имели внутренние переговорные устройства. Также возросла мощность двигателя. В итоге танк стал весить уже 9,75 тонн. Башни Т-26 образца 1937 года получили улучшенную защиту против пуль благодаря оригинальной конической форме. Повторно увеличилась емкость баков и уменьшился боекомплект (со 122 до 107). Машина продолжила тяжелеть, и теперь она имела массу 10,75 тонн.

В 1938 году танк получил стабилизатор прицельной линии орудия в вертикальной. плоскости.

1939 год принес дополнительные изменения. Броневые листы коробок, располагавшихся под башнями, стали располагать наклонно. Исчез из комплектации пулемет для задней башни. Боекомплект на этот раз вырос. Обычная версия Т-26 теперь могла с собой возить 205 снарядов. В Т-26РТ вмещалось 165 боеприпасов. Боевая машина получила еще более мощный мотор.

В период войны Финляндии и СССР почти 100 танков Т-26 получили специальные навесные бронеэкраны. Это позволило увеличит лобовую броню танка до 6 см. Производство танка было полностью прекращено в 1941 году.


Нужно сказать, что существовало множество модификаций танка Т-26. Так, были разработаны машины, использовавшие химическое оружие. Было выпущено некоторое количество огнеметных танков. Машины с огнеметными установками оснащались и обычным пушечно-пулеметным вооружением.

На основе классической модели Т-26 в 1936 году был создан танк ОТ-130. На месте пушки была размещена огнеметная установка. Машина могла выдавать огненную струю длиной до 50 метров. Запас огненной смеси находился на уровне 400 литров. В экипаж данной машины входили всего 2 человека. При этом боевая масса танка составляла 10 тонн. После этого появились и другие огнеметные танки на базе Т-26. Ими стали машины ОТ-131, ОТ-132, ОТ-133 и ОТ-134. Новые модификации отличались в основном увеличенным запасом огнесмеси.

В 1933 году появился проект мостового танка, который имел грузоподъемность 14 тонн. В основе конструкции этой машины также лежал Т-26. На протяжении 1935 года было выпущено более 60 подобных мостоукладчиков. Популярный танк Т-26 послужил основой и для создания бронетранспортера ТР-26. Чуть позже появилась еще одна экспериментальная версия бронетранспортера – ТР-4. В машинах предполагалось перевозить солдат. В модификации ТР-4-1 планировалось подвозить снаряды к танковым войскам. В 1936 году была создана версия боевой машины Т-26Ц. Этот танк-танкер планировалось использовать для подвоза горючего.
Встречались другие смелые эксперименты с Т-26. Танк оснащали поплавками и спецоборудованием для перемещения по воде. Также на базе танка разрабатывались тральщики. Сячинтов П.Н. и Троянов Л.С., взяв за основу Т-26, спроектировали самоходную артиллерийскую установку (САУ).

Главный недостаток Т-26 – плохое бронирование. Попытки исправить ситуацию посредством установки дополнительных экранов приводили к снижению скорости и маневренности, которые, напротив, были сильными характеристиками танка. К началу войны с Германией 1941-1945 гг. Красная Армия располагала более 9000 Т-26. Большая их часть была потеряна в первые месяцы военных действий.


Т-26 образца 1939 г.
Масса
10,25 т.
Размеры
Длина – 4620 мм.  Ширина – 2450 мм.  Высота – 2330 мм. 
Экипаж
3 чел.
Бронезащита
Лоб корпуса – 15 мм.  Борт корпуса – 15 мм.  Башня – 15 мм.  Крыша – 10 мм.  Днище – 6 мм.
Вооружение
Пушка образца 1934 -1938 гг. калибра 45 мм. 2 пулемета ДТ калибра 7,62 мм.
Боекомплект – 205 выстрелов
Двигатель
4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощность 97 л.с.
Скорость по шоссе
30 км/ч.
Запас хода по шоссе
240 км.

1 комментарий :

  1. Изготовление этих танков отличалось плохим качеством,брак достигал 40%,а по двигателям все 70-80%!!!

    ОтветитьУдалить

Рейтинг@Mail.ru