До начала Второй мировой войны и популяризации модели Т-34 самым массовым довоенным танком являлся Т-26. К середине 30-х годов уже существовало 2 модификации данного танка. Так, в 1931 году предприятия советской оборонной промышленности стали впускать версию Т-26 с двумя башнями. Однако уже чрез два года появилась однобашенная модификация.
Двубашенный Т-26
Танковое оснащение предвоенной советской армии состояло большей частью из боевых машин Т-26 с двумя башнями. Разрабатывая данную модель, отечественные конструкторы ориентировались на британский танк «Виккерс», масса которого достигала 6 тонн. Советская разработка, задуманная как модернизированный вариант «британца», изначально стала называться ТММ-1. Отличия от оригинала заключались в измененной конструкции корпуса. Танк оснащался абсолютно другим двигателем, имевшим жидкостное охлаждение и мощность 95 л.с. Силовой агрегат получил название «Геркулес».
Машина оснащалась двумя пулеметам, как у «Виккерса». Устанавливались они в каждой из башен. В дополнение к ним танк получил один советский пулемет ДТ. Его размещали в правой половине корпуса. Танк имел боевую массу почти 8 тонн и броню толщиной до 1,3 см. Аналогичной толщины броня была и у «Виккерса». Скорость танка могла достигать 30 км/ч. Работу машины обеспечивал экипаж из 4-х человек. Всего советская военная промышленность выпустила 10 танков ТММ-1.
Уже осенью 1931 года во время военного парада можно было увидеть танки Т-26. Машины получили более крепкую броню сравнении с ТММ-1. Масса танка возросла на 200 кг.и составила 8,2 тонны. Модель получила другой двигатель, имевший уже воздушное охлаждение. Однако максимальная скорость сохранилась на том же уровне (30 км/x.). На боевые машины Т-26, выпущенные в 1931 году, радиостанции еще не ставились.
Экстерьер первых Т-26 практически полностью был скопирован с английского оригинала. Некоторые отличительные особенности имела только передняя часть корпуса. Гораздо больше отличалось вооружение двух танков. На Т-26 образца 1931 г. ставилась пара пулеметов ДТ. Башни можно было вращать на 240°. Стрельбу можно было производить в одном или двух направлениях. Большие сложности у конструкторов возникли с размещением орудий в башнях танка. Кроме того, военным оказалось сложно стрелять из двух орудий по одной цели. Главный недостаток башен – частые заклинивания. Кроме того, башни часто создавали помехи друг ля друга. Несмотря на все сложности и недостатки конструкции серийное производство первой версии Т-26 завершилось лишь в середине 1933 года. За истекший период заводы выпустили 1626 боевых машин с 2-мя башнями.
Легкий танк Т-26 образца 1931 года форсирует реку
ТТХ
Т-26 образца 1931 г.
Масса
|
8,2
т.
|
Размеры
|
Длина
– 4620 мм. Ширина – 2440 мм. Высота – 2190 мм.
|
Экипаж
|
3
чел.
|
Бронезащита
|
Лоб,
бок, корма – 15 мм. Крыша – 6-10 мм.
Днище – 6 мм.
|
Вооружение
|
Два
пулемета калибра 7,62 мм.
|
Двигатель
|
4-цилиндровый,
карбюраторный, воздушного охлаждения, мощность 90 л.с.
|
Скорость
по шоссе
|
30 км/ч.
|
Запас
хода по шоссе
|
100-140
км.
|
Однобашенный Т-26
Кроме того, имелась специальная «радийная модификация» модели – танк Т-26РТ с. Данная версия боевой машины имела цилиндрическую башню. В ней размещалась поручневая антенна и радиостанция. Оборудование помещали в нишу башни. Модель отличалась также уменьшенным боекомплектом, который составлял всего 96 снарядов. «Радийных» танков всего было выпущено 3938 единиц. Негативные следствия наличия антенн обнаружились уже в боевых условиях в Испании. Во время боев в районе озера Хасан противник использовал торчащие поручневые антенны как ориентир для артиллерии и огня танков. По этой причине от дальнейшего использования подобных антенн решено было отказаться. Заменили их на штыревые антенны.
Имел Т-26 образца 1933 года еще одну уникальную особенность. Он комплектовался двумя фарами-прожекторами, которые размещались чуть выше пушки. Их наличие позволяло вести огонь по позициям противника даже в темное время суток. До 1935 года бронелисты соединяли методом клепки. Однако теперь для этих целей решено было применять сварку. Модификация 1935 г. также получила несколько уменьшенный боекомплект. В обычной версии Т-26 он составлял всего 122 снаряда. В модификации Т-26РТ – 82 снаряда. В то же время увеличилась емкость топливного бака. Масса машины теперь составляла 9,6 тонн.
В 1937 году танк снова подвергся усовершенствованию. Крышу башни решено было оборудовать зенитным пулеметом. Кроме того, новые модели имели внутренние переговорные устройства. Также возросла мощность двигателя. В итоге танк стал весить уже 9,75 тонн. Башни Т-26 образца 1937 года получили улучшенную защиту против пуль благодаря оригинальной конической форме. Повторно увеличилась емкость баков и уменьшился боекомплект (со 122 до 107). Машина продолжила тяжелеть, и теперь она имела массу 10,75 тонн.
В 1938 году танк получил стабилизатор прицельной линии орудия в вертикальной. плоскости.
1939 год принес дополнительные изменения. Броневые листы коробок, располагавшихся под башнями, стали располагать наклонно. Исчез из комплектации пулемет для задней башни. Боекомплект на этот раз вырос. Обычная версия Т-26 теперь могла с собой возить 205 снарядов. В Т-26РТ вмещалось 165 боеприпасов. Боевая машина получила еще более мощный мотор.
В период войны Финляндии и СССР почти 100 танков Т-26 получили специальные навесные бронеэкраны. Это позволило увеличит лобовую броню танка до 6 см. Производство танка было полностью прекращено в 1941 году.
Нужно сказать, что существовало множество модификаций танка Т-26. Так, были разработаны машины, использовавшие химическое оружие. Было выпущено некоторое количество огнеметных танков. Машины с огнеметными установками оснащались и обычным пушечно-пулеметным вооружением.
На основе классической модели Т-26 в 1936 году был создан танк ОТ-130. На месте пушки была размещена огнеметная установка. Машина могла выдавать огненную струю длиной до 50 метров. Запас огненной смеси находился на уровне 400 литров. В экипаж данной машины входили всего 2 человека. При этом боевая масса танка составляла 10 тонн. После этого появились и другие огнеметные танки на базе Т-26. Ими стали машины ОТ-131, ОТ-132, ОТ-133 и ОТ-134. Новые модификации отличались в основном увеличенным запасом огнесмеси.
В 1933 году появился проект мостового танка, который имел грузоподъемность 14 тонн. В основе конструкции этой машины также лежал Т-26. На протяжении 1935 года было выпущено более 60 подобных мостоукладчиков. Популярный танк Т-26 послужил основой и для создания бронетранспортера ТР-26. Чуть позже появилась еще одна экспериментальная версия бронетранспортера – ТР-4. В машинах предполагалось перевозить солдат. В модификации ТР-4-1 планировалось подвозить снаряды к танковым войскам. В 1936 году была создана версия боевой машины Т-26Ц. Этот танк-танкер планировалось использовать для подвоза горючего.
На основе классической модели Т-26 в 1936 году был создан танк ОТ-130. На месте пушки была размещена огнеметная установка. Машина могла выдавать огненную струю длиной до 50 метров. Запас огненной смеси находился на уровне 400 литров. В экипаж данной машины входили всего 2 человека. При этом боевая масса танка составляла 10 тонн. После этого появились и другие огнеметные танки на базе Т-26. Ими стали машины ОТ-131, ОТ-132, ОТ-133 и ОТ-134. Новые модификации отличались в основном увеличенным запасом огнесмеси.
В 1933 году появился проект мостового танка, который имел грузоподъемность 14 тонн. В основе конструкции этой машины также лежал Т-26. На протяжении 1935 года было выпущено более 60 подобных мостоукладчиков. Популярный танк Т-26 послужил основой и для создания бронетранспортера ТР-26. Чуть позже появилась еще одна экспериментальная версия бронетранспортера – ТР-4. В машинах предполагалось перевозить солдат. В модификации ТР-4-1 планировалось подвозить снаряды к танковым войскам. В 1936 году была создана версия боевой машины Т-26Ц. Этот танк-танкер планировалось использовать для подвоза горючего.
Встречались другие смелые эксперименты с Т-26. Танк оснащали поплавками и спецоборудованием для перемещения по воде. Также на базе танка разрабатывались тральщики. Сячинтов П.Н. и Троянов Л.С., взяв за основу Т-26, спроектировали самоходную артиллерийскую установку (САУ).
Главный недостаток Т-26 – плохое бронирование. Попытки исправить ситуацию посредством установки дополнительных экранов приводили к снижению скорости и маневренности, которые, напротив, были сильными характеристиками танка. К началу войны с Германией 1941-1945 гг. Красная Армия располагала более 9000 Т-26. Большая их часть была потеряна в первые месяцы военных действий.
Главный недостаток Т-26 – плохое бронирование. Попытки исправить ситуацию посредством установки дополнительных экранов приводили к снижению скорости и маневренности, которые, напротив, были сильными характеристиками танка. К началу войны с Германией 1941-1945 гг. Красная Армия располагала более 9000 Т-26. Большая их часть была потеряна в первые месяцы военных действий.
Т-26
образца 1939 г.
Масса
|
10,25
т.
|
Размеры
|
Длина
– 4620 мм. Ширина – 2450 мм. Высота – 2330 мм.
|
Экипаж
|
3
чел.
|
Бронезащита
|
Лоб
корпуса – 15 мм. Борт корпуса – 15
мм. Башня – 15 мм. Крыша – 10 мм. Днище – 6 мм.
|
Вооружение
|
Пушка
образца 1934 -1938 гг. калибра 45 мм. 2 пулемета ДТ калибра 7,62 мм.
Боекомплект
– 205 выстрелов
|
Двигатель
|
4-цилиндровый,
карбюраторный, воздушного охлаждения, мощность 97 л.с.
|
Скорость
по шоссе
|
30 км/ч.
|
Запас
хода по шоссе
|
240
км.
|
Изготовление этих танков отличалось плохим качеством,брак достигал 40%,а по двигателям все 70-80%!!!
ОтветитьУдалить