Сухопутный дредноут Т-35


Т-35 – тяжелый танк 30-х годов, который выпускали в СССР. Это единственный во всем мире 5-башенный танк серийного производства (с 1933 по 1939 г. сделана 61 машина). Мощнейший танк Красной армии 30-х гг. До 1941 г. не принимал участия в боях, но применялся в военных парадах, был воплощением военной мощи СССР. Данные танки принимали участие в начальных боях ВОВ, но быстро потерялись, однако в соответствии с имеющимися отчетами, чаще из-за неисправностей.
Над Т-35 начали работать с конца 20-х гг., однако из-за отсутствия опыта у отечественных конструкторов в этой сфере невозможно было разработать полноценный боевой танк. Для разработки пригласили немецких конструкторов под руководством Эдварда Гротте, прибывших в Союз в 1930 г. и проектировавших тяжелый танк вместе с молодыми инженерами. Несмотря на то, что сделанный танк ТГ не пошел в серию, у советских конструкторов появился бесценный опыт для проектирования боевых машин.

После завершения работа над танком ТГ КБ, состоящего из советских инженеров, работавших в Гротте, под руководство Н.В. Барыкова начали разрабатывать свой тяжелый танк. Управление механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной армии дало задание, согласно которому они должны были выполнить разработку и постройку 35-тонного танка прорыва типа ТГ. При проектировании танка Т-35 конструкторы пользовались 1,5-летними опытом работы над танком ТГ, итогами испытаний под Казанью немецких «Гросстрактор» и материала комиссий по приобретению в Великобритании бронированной техники. 



           «Гросстрактор» 


Independent Tank


20 августа 1932 г. закончили собирать 1-ый прототип с обозначением Т-35-1, 1 сентября агрегат продемонстрировали представителям УММ РККА. Танк весил 42 тонны, броня имела толщину 30-40 мм, в вооружении входили три пулемета, две 37-миллиметровые и одна 76-миллиметровая пушки. В танке помещались 11 человек. Его ширина достигала 3200 мм, длина – 9720 мм и высота 3430 мм. За счет 500-сильного двигателя М-17 танк мог развивать скорость до 28 км/ч. Запас хода составлял 150 км. Удельное давление на грунт – меньше 0,7 кг/см2. На один борт было сгруппировано по 3 тележки опорных катков. Главную башню сделал округлой формы. 

В ходе испытаний, которые проходили осенью 1932 г., Т-35-1 продемонстрировал отличные результаты, которыми были удовлетворены военными. При этом отметили некоторые минусы в силовой установке техники. Помимо этого, конструкция трансмиссии и пневмоприводов управления была весьма сложной и очень дорогой для массового производства. Конструкторов попросили произвести доработку проекта по отмеченным недостаткам, унифицировать некоторые элементы (к примеру, главной башни) со средним танком Т-28 и усилить вооружение.

В феврале 1933 года производство танком завода «Большевик» было выделено в завод №147 имени К.Е. Ворошилова, переформировали КБ Барыкова в ОКМО, начавший дорабатывать Т-35-1. 2-ой образец, которого обозначили Т-35-2, собрали в апреле 1933 года, 1-го мая он уже был предоставлен для участия в параде, проходившем на ленинградской пл. Урицкого. Отличия танка от 1-го образца заключались не только в главной башне, но и в форме фальшборта, другом двигателе и иных мелких элементах.

Одновременно в КБ начали разрабатывать чертежи серийного танка Т-35А, имевшего существенные различия с Т-35-1(2). Длину ходовой части сделали на 1 тележку больше, маленькие пулеметные башни сделали иной конструкции, изменилась форма корпуса, средние башни с увеличенной формой оборудовали 45-миллиметровыми пушками. Помимо этого, были и иные отличия. Все это усложнило изготовление, потому что Т-35А был новой машиной.

Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна взял на себя серийное изготовление Т-35. В 1932 г. начали улучшать танк под руководством Н.В. Цейц. В августе 1933 г. танк был принят на вооружение, а со следующего года его предоставили войскам.

В 1933 г. были выпущены два серийных образца, в 1934 началось мелкосерийное производство. В разные годы выпустили: 2 танка – 1933, 10 танков – 1934, 7 танков – 1935, 15 танков – 1936, 10 танков – 1937, 11 танков – 1938 и 6 в 1938 гг.

В 1933-1939 гг. выпустили 61 серийную машину и два прототипа. При производстве в конструкцию было внесено много изменений. К примеру, в 1937 г. увеличили толщину бортовых, верхнего и нижнего лобовых листов, для изготовления брони кормы и башни стали применять 23-миллиметровые бронеплиты; вес техники увеличили до 55 тонн; мощность двигателя увеличили до 580 л.с. 9-11 членов экипажа. Последние 6 танков (1938-1939 гг.) оборудовались конической башней, у них была изменена конструкция бортовых экранов и улучшены корпусные уплотнения, усилены детали подвески.

Первые танки Т-35 делали в соответствии с оперативно-техническими условиями, предъявляющими к тяжелым танкам РККА. Помимо этого, их огневая мощь была больше мощи всех танком мира. Пятью пулеметами, расположенными в 5-ти вращающихся башнях, и тремя пушками обеспечивался массированный круговой огонь одновременно в любых направлениях, что было преимуществом во время борьбы с пехотой врага в глубине его обороны. Но это усложнило конструкцию, из-за чего увеличили число членов экипажа. Танк имел недостаточные тягово-динамические качества, что сильно чувствовалось при поворотах. Все эти недостатки не позволили полностью выполнять задачи, ставившиеся перед танком. Много башен не позволили командиру эффективно управлять огнем. Из-за слабого бронирования техника была уязвимой для артиллерии, а большие размеры и плохая подвижность делали его отличной мишенью. Стало ясно, что требуется новая концепция танка. В рамках этой концепции создали экспериментальные танки Т-100 и СМК. Танк КВ – родоначальник 1-ой удачной советской серии.

К 1941 г. Т-35 устарел морально, однако он не был снят с вооружения. В Красной армии в мае 1941 г. насчитывали 48 танков Т-35, стоявших на вооружении 67 и 68 танковых полков 34-й танковой дивизии Киевского ОВО. Остальные были в военных учебных учреждениях и испытательных полигонах. Все Т-35, имевшиеся у 34-й танковой дивизии, к началу войны были в районе Равы-Русской и были почти сразу потеряны. В сражениях потерялись семь машин, к началу войны 6 находились в ремонта, а остальные 35 сломались из-за неисправностей, были брошены или уничтожены. Последний раз Т-35 использовались в битве под Москвой. Любопытно, что есть много фотоматериалов брошенных Т-35, сделанных немцами – танкист и простые солдаты панцерваффе любили фотографироваться возле вражеских машин.

В 1-ые недели войны исправный танк Т-35, вероятно брошенный из-за недостатки топлива, немцы отправили в Куммерсдорф на полигон, где его изучали их инженеры. Они заметили, что есть сложности с транспортировкой техники – танк не входил в железнодорожный габарит, а рычаги переключались очень трудно и изнурительно. Что произошло с этим танком в дальнейшем неизвестно. Последний раз немцы использовали трофейный танк Т-35 в конце апреля 1945 г. при обороне Берлина. Техника была переведена с испытательного полигона и включена в состав 4-ой роты 11-го танкового полка. Он принимал участие в боях возле полигона, где в скором времени был подбит. Как отмечали, до начала войны данные агрегаты не участвовали в боевых действиях. Периодически Т-35 использовался в войсковых маневрах, однако главными территориями боев стали Московская и Киевская площади. Именно этот танк воплощал силу Красной армии. С 33-го г. и до войны танки участвовали во всех парадах. Правда, в шествиях принимали участие немного танков. К примеру, на парады 7-го ноября 40-го г. вывели 20 машин.

Помимо этого, Т-35 есть на агитационных плакатах. Интересно то, что танк изображен даже на плакатах 43-го г. В данный период в войсках не было ни одного Т-35, однако «сухопутный броненосец» все же выполнял пропагандистскую функцию, воплощая мощь РККА.

Помимо этого, во время оформления медали «За отвагу» также было использовано упрощенное изображение этой техники.


ТТХ танка Т-35
Масса
50 т.
Размеры
Длинна – 9720 мм.  Ширина – 3200 мм.  Высота – 3430 мм.  Клиренс – 530 мм.
Экипаж
10 чел.
Бронирование
Нижний наклонный лист – 20 мм. Передний наклонный лист – 50 мм. Верхний наклонный лист – 20 мм.  Лобовой лист – 20 мм.
Борта корпуса, подбашенная коробка – 20 мм.
Фальшборт защиты подвески – 10 мм.  Корма корпуса – 20 мм.
Крыша корпуса – 10 мм.
Днище – 10-20 мм.
Борт большой башни – 20 мм.
Крыша большой башни – 15 мм.
 Борт средней башни –20 мм.
 Крыша средней башни – 10 мм.
 Борт малой башни – 20 мм.
 Крыша малой башни – 10 мм.                                                   
Вооружение
1 пушка КТ-28 калибра 76,2 мм.  2 пушки 20К калибра 45 мм.  5 пулеметов ДТ калибра 7,62 мм.  Боекомплект – 96 выстрелов к пушке КТ-28.  226 выстрелов к пушкам 20К
Двигатель
V-образный 12-цилиндровый четырехтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л. 500 л.с. при 1445 об/мин.
Скорость по шоссе
28,9 км/ч
Запас хода
100 км.


Танк Т-35 на параде в Москве 



 Танк Т-35 Картонная модель. Масштаб 1:25

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Рейтинг@Mail.ru