В начале мая 1938 года в Кремле
проводилось расширенное заседание Комитета Обороны СССР на котором
присутствовали руководители страны, высший командный состав РККА, представители оборонной промышленности,
а также командиры-танкисты получившие боевой опыт в Испании. На этом заседании был представлен
проект колесно-гусеничного танка А-20 разработанного на Харьковском тракторном
заводе. В процессе обсуждения завязалась дискуссия о целесообразности
применения на танках колесно-гусеничного движителя.
Выступившие в прениях участники
боев в Испании А Ветров и Д Павлов (начальник АБТУ), высказали диаметрально
–противоположные точки зрения по этому вопросу.
Суть противоречий состояла в том:
насколько вообще нужна боевому танку ходовая часть в двух ипостасях? Ведь
колесный движитель использовался в основном для совершения маршей на высоких
скоростях по хорошим дорогам, а такая возможность выпадала достаточно редко.
Стоило ли ради этого усложнять конструкцию ходовой части танка?
В итоге, не без влияния позиции И.
Сталина, неожиданно для многих поддержавших ”гусеничников” КБ ХТЗ поручили
разработку проекта и чисто гусеничного танка получившего обозначение
А-32. После изготовления опытных образцов и проведения сравнительных испытаний
предполагалось принять окончательное решение в пользу того или иного варианта
машины.
К маю 1939 года опытные образцы
новых танков изготовили в металле. До июля обе машины проходили в Харькове
заводские испытания, а с 17 июля по 23 августа – полигонные.
Председатель комиссии В.Черняев, не
решаясь отдать предпочтение одной из машин, написал в заключении, что оба танка
успешно выдержали испытания.
23 сентября 1939 года состоялся
показ танковой техники руководству Красной Армии. Помимо А-20 и А-32, на
подмосковный полигон доставили тяжелые танки КВ, СМК и Т-100, а также легкие
БТ-7 и Т-26.
А-32 “выступил” весьма эффективно.
Легко и изящно в хорошем темпе танк преодолел ров, эскарп, контрэскарп,
колейный мост, вброд перешел реку, поднялся по косогору с подъемом больше 30* и
в заключении сбил носовой частью бронекорпуса большую сосну, вызвав восхищение
зрителей.
По результатам испытаний и показа
было высказано мнение, что танк А-32, имевший запас по увеличению массы,
целесообразно защитить более мощной 45-мм броней, соответственно повысив
прочность отдельных деталей.
Впрочем, в это время в опытном цехе
завода уже велась сборка двух таких танков, получивших заводской индекс А-34.
Завод торопился собрать новые
танки к 7 ноября, бросив на это все силы. Игнорируя протесты военпредов,
к в коробки передач устанавливались только импортные подшипники.
Беспрецедентной отделке подвергались и внешние поверхности корпусов и башен.
Сборку первого А-34 закончили в
январе 1940 года, второго - в феврале. И сразу же начались войсковые испытания,
ход которых отражался в отчетах.
Было очевидно, что к
правительственному показу, назначенному на март, завершить весь объем испытаний
пробегом 2000 км. не удастся т.к. к 26 февраля одна машина прошла только 650, а
вторая – 350 км . Без этого танки не могли быть допущены к демонстрации.
Тогда и возникла идея перегнать оба
А-34 из Харькова в Москву своим ходом, добрав необходимый километраж. На
специальном заседании парткома завода ответственным исполнителем пробега был
назначен М. Кошкин (Главный конструктор).
Утром 5 марта колонна из двух А-34
и двух тягачей “Ворошиловец”, один из которых был оборудован под жилье, а
второй до отказа забит запчастями, взяла курс на Москву. Из соображений
секретности маршрут был проложен в обход крупных населенных пунктов и основных
дорог. График пробега учитывал не только время движения и отдыха, но также и
расписание поездов на пересекаемых железнодорожных линиях, и прогноз погоды на
маршруте.
В Серпухове колонну встретил
замнаркома среднего машиностроения А. Горегляд. Танки были отправлены в Москву
на завод № 37, находившийся в Черкизове. В течении нескольких дней на
завод продолжалось настоящее паломничество представителей Генштаба Красной
Армии, ГАБТУ, ВАММ им. Сталина – всем было интересно взглянуть на новинку.
В эти дни М. Кошкину стало плохо, поднялась температура – во время побега
он серьезно простудился.
В ночь на 17 марта обе
“тридцатичетверки” прибыли на Ивановскую площадь Кремля.
Утром к танкам подошла большая
группа партийных и государственных деятелей – И.Сталин, В. Молотов, М. Калинин,
Л. Берия, К. Ворошилов и другие. После осмотра танки разъехались: один – к
Спасским, другой - к Троицким воротам. Не доезжая до ворот они круто
развернулись и понеслись навстречу друг другу, эффектно высекая искры из
брусчатки. Проделав несколько кругов с поворотами в разные стороны, танки по
команде остановились на прежнем месте. Новые машины понравились вождю, и он
распорядился, чтобы заводу была оказана необходимая помощь по устранению
имеющихся у А-34 недостатков.
После кремлевского показа танки
направились на полигон в Кубинку, где были проведены их испытания обстрелом из
45-мм пушки. Затем боевые машины пошли дальше: по маршруту Минск – Киев –
Харьков.
31 марта 1940 года был подписан
протокол Комитета Обороны о постановке танка Т-34(А-34) в серийное
производство.
Может быть одна из первых серийных Тридцатичетверок
ТТХ танка Т-34 (А-34) образца 1940 года.
Масса
|
25,6-32 т.
|
Размеры
|
Длинна – 5920 т. Ширина – 3000
мм. Высота – 2405 мм. Клиренс – 400 мм.
|
Экипаж
|
4 чел.
|
Бронирование
|
Лоб – 45 мм. Борт – 45 мм. Корма – 40-42 мм. Днище – 13-16 мм. Крыша – 16-20 мм. Башня – 45 мм.
|
Вооружение
|
Пушка Л-11 калибра 76-мм. 2
пулемета ДТ калибра 7,62 мм. Боекомплект 77 выстрелов.
|
Двигатель
|
Дизель В-2-34. 500 л.с.
|
Скорость по шоссе
|
54 км/ч
|
Запас хода по шоссе
|
380 км.
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий