Наша легенда


Т-34

В начале мая 1938 года в Кремле проводилось расширенное заседание Комитета Обороны СССР на котором присутствовали руководители страны, высший командный состав  РККА, представители оборонной промышленности, а также командиры-танкисты получившие боевой опыт в  Испании. На этом заседании был представлен проект колесно-гусеничного танка А-20 разработанного на Харьковском тракторном заводе. В процессе обсуждения завязалась дискуссия о целесообразности применения на танках колесно-гусеничного движителя.
Выступившие в прениях участники боев в Испании А Ветров и Д Павлов (начальник АБТУ), высказали диаметрально –противоположные точки зрения по этому вопросу.
Суть противоречий состояла в том: насколько вообще нужна боевому танку ходовая часть в двух ипостасях? Ведь колесный движитель использовался в основном для совершения маршей на высоких скоростях по хорошим дорогам, а такая возможность выпадала достаточно редко. Стоило ли ради этого усложнять конструкцию ходовой части танка?
В итоге, не без влияния позиции И. Сталина, неожиданно для многих поддержавших ”гусеничников” КБ ХТЗ поручили разработку проекта и  чисто гусеничного танка получившего обозначение А-32. После изготовления опытных образцов и проведения сравнительных испытаний предполагалось принять окончательное решение в пользу того или иного варианта машины.


К маю 1939 года опытные образцы новых танков изготовили в металле. До июля обе машины проходили в Харькове заводские испытания, а с 17 июля по 23 августа – полигонные.
Председатель комиссии В.Черняев, не решаясь отдать предпочтение одной из машин, написал в заключении, что оба танка успешно выдержали испытания.
23 сентября 1939 года состоялся показ танковой техники руководству Красной Армии. Помимо А-20 и А-32, на подмосковный полигон доставили тяжелые танки КВ, СМК и Т-100, а также легкие БТ-7 и Т-26.
А-32 “выступил” весьма эффективно. Легко и изящно в хорошем темпе танк преодолел ров, эскарп, контрэскарп, колейный мост, вброд перешел реку, поднялся по косогору с подъемом больше 30* и в заключении сбил носовой частью бронекорпуса большую сосну, вызвав восхищение зрителей.
По результатам испытаний и показа было высказано мнение, что танк А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защитить более мощной 45-мм броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей.
Впрочем, в это время в опытном цехе завода уже велась сборка двух таких танков, получивших заводской индекс А-34.
Завод торопился собрать новые танки  к 7 ноября, бросив на это все силы. Игнорируя протесты военпредов, к  в коробки передач устанавливались только импортные подшипники. Беспрецедентной отделке подвергались и внешние поверхности корпусов и башен.

Сборку первого А-34 закончили в январе 1940 года, второго - в феврале. И сразу же начались войсковые испытания, ход которых отражался в отчетах.
Было очевидно, что к правительственному показу, назначенному на март, завершить весь объем испытаний пробегом 2000 км. не удастся т.к. к 26 февраля одна машина прошла только 650, а вторая – 350 км . Без этого танки не могли быть допущены к демонстрации.
Тогда и возникла идея перегнать оба А-34 из Харькова в Москву своим ходом, добрав необходимый километраж.  На специальном заседании парткома завода ответственным исполнителем пробега был назначен М. Кошкин (Главный конструктор).
Утром 5 марта колонна из двух А-34 и двух тягачей “Ворошиловец”, один из которых был оборудован под жилье, а второй до отказа забит запчастями, взяла курс на Москву. Из соображений секретности маршрут был проложен в обход крупных населенных пунктов и основных дорог. График пробега учитывал не только время движения и отдыха, но также и расписание поездов на пересекаемых железнодорожных линиях, и прогноз погоды на маршруте.
В Серпухове колонну встретил замнаркома среднего машиностроения А. Горегляд. Танки были отправлены в Москву на завод № 37, находившийся в Черкизове. В течении нескольких дней на  завод продолжалось настоящее паломничество представителей Генштаба Красной Армии, ГАБТУ, ВАММ им. Сталина – всем было интересно взглянуть на новинку.  В эти дни М. Кошкину стало плохо, поднялась температура – во время побега он серьезно простудился.
В ночь на 17 марта обе “тридцатичетверки” прибыли на Ивановскую площадь Кремля.
Утром к танкам подошла большая группа партийных и государственных деятелей – И.Сталин, В. Молотов, М. Калинин, Л. Берия, К. Ворошилов и другие. После осмотра танки разъехались: один – к Спасским, другой  - к Троицким воротам. Не доезжая до ворот они круто развернулись и понеслись навстречу друг другу, эффектно высекая искры из брусчатки. Проделав несколько кругов с поворотами в разные стороны, танки по команде остановились на прежнем месте. Новые машины понравились вождю, и он распорядился, чтобы заводу была оказана необходимая помощь по устранению имеющихся у А-34 недостатков.
После кремлевского показа танки направились на полигон в Кубинку, где были проведены их испытания обстрелом из 45-мм пушки. Затем боевые машины пошли дальше: по маршруту Минск – Киев – Харьков.

31 марта 1940 года был подписан протокол Комитета Обороны о постановке танка Т-34(А-34) в серийное производство.


Может быть одна из первых серийных Тридцатичетверок



ТТХ танка Т-34 (А-34) образца 1940 года.
Масса
25,6-32 т.
Размеры
Длинна – 5920 т.  Ширина – 3000 мм.  Высота – 2405 мм.  Клиренс – 400 мм.
Экипаж
4 чел.
Бронирование
Лоб – 45 мм.  Борт – 45 мм.  Корма – 40-42 мм.  Днище – 13-16 мм.  Крыша – 16-20 мм.  Башня – 45 мм.
Вооружение
Пушка Л-11 калибра 76-мм.  2 пулемета ДТ калибра 7,62 мм. Боекомплект 77 выстрелов.
Двигатель
Дизель В-2-34. 500 л.с.
Скорость по шоссе
54 км/ч
Запас хода по шоссе
380 км.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Рейтинг@Mail.ru